Газета "Металлург" 6 мая 1999 года

МУЗЫКАНТ МИЛОСТЬЮ БОЖИЕЙ

С.Галайда

7 мая Анатолий Михайлович Попов отмечает свое пятидесятилетие. В этот день во Дворце культуры металлургов состоится авторский творческий вечер Попова.

Русская духовность, высокий профессионализм, художественный вкус и тонкое чутье — вот что такое заслуженный работник культуры России Анатолий Михайлович Попов. Для многих новотройчан Попов — это Дворец, а Дворец — это Попов. Неразрывно. Сначала виртуозно играл в «Молодости», а потом создал свой, самобытный, коллектив, участниками которого были и металлурги, и ветераны, и совсем мальчишки. Ансамбль русской песни и пляски под руководством А.М.Попова за почти полтора десятка лет существо- /j вания своим темпом и сценической культурой оставил позади себя все соперничающие аналогичные коллективы Оренбуржья. Не удивительно, что в нашего виртуозного Попова была влюблена, профессионально вы соко его ценила заслуженный деятель искусств, художественный руководитель Оренбургского Государственного академического народного хора Людмила Райкова. Бывая на многочисленных гастролях, этот русский парень вместе со своим коллективом вызывал восторги россиян и граждан Европы. Трудолюбия и профессионализма ему не занимать, поэтому заранее предвкушаю удовольствие от хорошего музыкального вечера, достойного уровня и душевного настроения. Как всегда, где Попов, там будет много впечатлений и разговоров.

Анатолий Михайлович, с юбилеем. Пусть и дальше твое творчество обогащает нашу жизнь.

 

"Я ГОРЖУСЬ СУДЬБОЙ СВОЕЙ НЕЛЕГКОЙ, НО ВПОЛНЕ СЧАСТЛИВОЙ ДЛЯ МЕНЯ"

В заголовок этого интервью я вынес название творческого вечера Анатолия Михайловича Попова,заслуженного работника культуры России, композитора, художественного руководителя Дворца культуры металлургов. И сделал это отнюдь не случайно. Завтра ему исполняется 50 лет. Дата, безусловно, круглая, заставляющая как бы остановиться и осмыслить пройденный путь, найти исходные точки,подытожить достигнутое. Встретившись  с юбиляром накануне творческого вечера, я задал ему несколько вопросов.

Ответы А.М.Попова, характеризующие в какой-то степени мировоззрение этого интересного человека,творческой личности, думаю, будут интересны читателям нашей газеты.

 

- Анатолий Михайлович, полувековой юбилей в жизни человека — значительная веха. Особенно, если человек этот музыкант. Давайте поговорим с вами о состоянии музыкальной культуры того времени, когда вы начинали, и о сегодняшней. В чем их отличие, в чем сходство. Развивается музыкальная культура или деградирует, и в чем это проявляется?

- Да, безусловно, время меняет многое. Как это ни противоречиво звучит, но в 70-е, 80-е и в начале 90-х годов, во времена так называемого застоя в стране, наблюдался расцвет художественной самодеятельности. Репертуары многочисленных коллективов и ансамблей состояли из песен о Родине, России, народных, песен о любви. В стране существовала экономическая стабильность, человек мог строить какие-то планы, верил в завтрашний день. Поэтому огромное было настроение и желание заниматься творчеством, посещать коллективы художественной самодеятельности. Что мы наблюдаем сейчас? Прошло 9 лет с начала перестройки. Появилась масса фильмов, однотипных, тупых, с элементами насилия. Если поначалу данное явление казалось любопытным, то теперь его иначе, как катастрофическим бедствием не назовешь. Я не сторонник каких бы то ни было запретов, но в данном случае мы просто теряем свою национальную культуру. Посмотрите, под какую музыку танцуют наши дети, что они слушают? То, что происходит сейчас в России, иначе, как национальным бедствием я не могу назвать. Об этом надо больше говорить и принимать срочные меры.

 

- Воспитание молодого поколения - прямая задача Дворцов культуры. Она должна быть близкой и понятной вам, Анатолий Михайлович...

- Я считаю, что мы в своем маленьком периферийном городке делаем все возможное, чтобы оторвать молодых от улицы, от наркотиков, пьянства. Если посчитать, сколько людей за 35 лет прошло через наш Дворец, то цифра получится достаточно впечатляющая. Это настоящие, цельные люди, умеющие работать и в какой-то мере реализовавшие свое творческое «я». Которое уже поколение артистов выступает со сцены Дворца! В театре В.Каменской играют, например, отцы и их дети, в ансамбле «Молодость» тоже сменилось не одно поколение... Когда праздновалось 35-летие Дворца культуры металлургов, это видно было по залу. Прозвучал призыв: «Бывшие участники ансамбля «Молодость» встаньте!», и весь зал поднялся, все 600 человек. Вот это и свидетельствует о том, что мы пытаемся повышать культурный уровень новотройчан. Или возьмем прошедший недавно фестиваль «Звезды Новотроицка». Я с большим интересом отношусь к молодым, считаю, что звездочки должны быть везде, на любом небосклоне. Фестиваль показал, что наших ребят отличает хороший вкус, выверенность движений, отсутствие слепого подражания телевизионным псевдозвездам. Значит, они на правильном пути. Человек реализует себя, не подражая никому - вот что главное.

 

- Анатолий Михайлович, из многочисленных музыкальных инструментов вы выбрали себе в спутники жизни баян. Со временем у вас не изменилось отношение к этому инструменту и его возможностям?

- На пороге своего пятидесятилетия, я готов признаться в той же фанатичной любви к баяну, которая возникла у меня в раннем детстве.

 «Баян — талисман России» — так написал в одной из песен мой соавтор Н.Середин. Оно так и есть. Баян - как друг, который прошел со мной всю жизнь, как одушевленное существо, которое помогает мне и в трудную минуту, и в радостях. А что касается возможностей... так ведь теперь наши мастера баянных дел достигли такого уровня совершенства, что инструмент звучит, как орган, как целый оркестр в руках хорошего музыканта. Возможности такого баяна неограниченны - на нем играют и фуги Баха, и произведения Вивальди, и вальсы Шопена... И потом, учиться игре на баяне и теперь находится много желающих, это ощущается даже по Новотроицку, где помимо музыкальной школы открылись школа искусств, студии... Так что баян жив, как живы люди, которых он вдохновляет.

 

- Анатолий Михайлович,какие книги в эти дни открыты на вашем столе...

- Я не устаю перечитывать двухтомник Достоевского, очень люблю произведения Куприна и Лескова. Моя судьба, порывы моей души очень схожи с судьбами героев этих писателей. Видимо мне, как и всем русским людям присуще это чувство проецирования прочитанного на собственный внутренний мир, сопереживания...

 

- Но Россию, согласитесь, вряд ли спасут фантазеры. Вы вообще-то сами верите, что наша страна вернется к своему былому благополучию?

- Я не пессимист, но думаю, что мы и наши дети вряд ли доживут до этого. Я простой человек, за свои 50 лет не нажил ни богатства, ни состояния, ни машины, но зато счастлив другим — семьей, детьми, возможностью творчества. Человеку очень важно не уподобляться животному, на то он и человек. Вот почему мне обидно, возвращаясь с работы, встречать по вечерам пьяных — на остановках, в трамваях, в подъезде. около подъезда... Надо стремиться к культуре, цивилизации даже в масштабах маленького городка, потому что он тоже уменьшенное подобие страны, мира и даже всей Вселенной. Вот почему ни в коем случае нельзя закрывать дворцы, кинотеатры, библиотеки... Всеми усилиями следует бороться за нашу культуру, спорт, патриотическое воспитание. Только таким путем можно возродить великую Россию, считаю я, как человек, который любит свою страну и которому больно и стыдно наблюдать ее сегодняшнее прозябание.

 

- Ваше отношение к религии, Богу?

- Я верую, хотя не всегда хожу в церковь. Мой Бог — он всегда со мной, и я обращаюсь к нему в любую минуту своей жизни. Я хочу сказать, что то чудо, которое со мной произошло, когда я трижды умирал и врачи объявляли жене о скором прощании, в значительной степени укрепило эту веру. Прекрасно сознаю, что и теперь я для кого-то не подарок, вспыльчив, могу сказать в глаза то, что человек заслуживает... не люблю, когда работают меньше меня, не люблю, когда делают вид, что работают и выставляют это напоказ, не люблю, как пел Высоцкий «когда мне дышат в спину и заглядывают через плечо». У меня нет близких друзей в высоком понятии, потому что когда я сильно болел, болезнь все показала, кто есть кто, и я не хочу лишних разочарований. Но я ровен со всеми, люблю людей и, если человек нуждается в помощи, всегда помогу ему, пойду по инстанциям и кабинетам. Вот за себя замолвить словечко — не получается, но это и не так важно.

 

- Анатолий Михайлович, счастливый ли вы человек?

- А вы как считаете, если я вместо положенного времени всегда появляюсь во Дворце на час раньше? К тому же красноречивее слов, вынесенных в название моего авторского вечера, об этом уже и не скажешь: «Я горжусь судьбой своей нелегкой, но вполне счастливой для меня»!

 

 

 

В ЕГО ДУШЕ ВСЕГДА ЕСТЬ МЕСТО МУЗЫКЕ

Н.Середин, единомышленник, друг, соавтор

— У Анатолия Михайловича — природный музыкальный дар, с пяти лет он научился играть на гармошке и остался верен музыке. Успешно окончил Оренбургское музыкальное училище. Служил он в Оренбургском военном ансамбле песни и пляски. Приехав в отпуск в родной Новотроицк незадолго до увольнения в запас, получил приглашение тогдашнего руководителя Скукина приходить во Дворец после службы. Тогда ансамбль танца «Молодость» и получил молодого талантливого аккомпаниатора.

Хор русской народной песни А.М.Попова всегда отличался от других большой слаженностью голосов, великолепным художественным вкусом. Нынешний хор Дворца металлургов его детище, как и песни, известные новотройчанам. А кроме хора, Анатолий Михайлович организовал ансамбль русской песни и танца из мальчиков и девочек.

В семьдесят пятом году мы ехали как-то на гастроли в автобусе, и Анатолий Михайлович, взяв баян, подсел ко мне и наиграл мелодию. Я тогда написал стихи. Так и родилась песня «Соловьиная ночь».

Песни, созданные на музыку Анатолия Михайловича, взяла и руководитель хора «Родные напевы» Нина Николаевна Беляева. Оренбургский хор также имеет в своем репертуаре песни наших металлургов. Они о любви к родному краю, о красоте, послушаешь их — и душа уносится в заоблачную высь.

Поделиться: